Осторожно! Бабезиоз!

Рассказывает врач интенсивной терапии, руководитель ОРИТ ветеринарной клиники “Эксвет” Юлия Гурина.

Когда говорят “клещ у собаки”, чаще всего имеются в виду иксодовые клещи — паразиты, живущие в траве в теплый период года. Именно с этими паразитами связан бабезиоз — заболевание собак, которое без своевременной помощи может быстро привести к смерти. Раньше в Одессе бабезиоз регистрировали крайне редко, в основном, у собак, которых вывозили за пределы города. Но в последние три года - очень часто.

Теперь по порядку.

Что такое бабезиоз

Бабезиоз (то же, что пироплазмоз) — это трансмиссивное (передающееся насекомыми и клещами, в данном случае клещами) заболевание. По сути это заражение внутриклеточными паразитами — бабезиями, которые попадают в кровь собаки при укусе клеща.

Бабезии опасны тем, что поражают и разрушают эритроциты. Возникает анемия, поражаются жизненно важные органы, в первую очередь, почки.

Иксодовые клещи
Бабезии в эритроцитах

Симптомы бабезиоза после укуса клеща у собаки следующие

• бледные или желтые слизистые оболочки,
  • слабость,
  • иногда рвота, диарея,
  • концентрированный цвет мочи, вплоть до красно-коричневого,
  • повышение температуры до 40° и выше,
  • отказ от еды.

Диагностика бабезиоза

• мазок на бабезиоз. Бабезий легче всего обнаружить в мелких периферических капиллярных сосудах, поэтому кровь берем из сосудов ушной раковины.
  • ПЦР-исследование на бабезиоз.
  • клинические признаки.

Лечение собаки после укуса клеща в случае заражения бабезиозом

Бабезиоз лечится в зависимости от тяжести заболевания. Чаще всего лечение проходит в условиях отделения интенсивной терапии.

1. Вводим препарат, убивающий бабезий (Пиро-стоп или Азидин). Препарат вводим дважды или более раз, в зависимости от тяжести заболевания.
  2. Проводим инфузионную терапию для коррекции обезвоживания, симптоматическую терапию.
  3. Проводим кислородотерапию. Это важно, потому что эритроциты – это те клетки крови, которые переносят кислород к органам, и если эритроциты разрушаются и их становится критически мало, кислорода внутренним органам не хватает для того, чтобы нормально выполнять свою функцию.
  4. В тяжелых случаях необходимо переливание свежей цельной крови или эритроцитарной массы. Делается это для того, чтобы восстановить количество эритроцитов в организме и улучшить кровоснабжение внутренних органов. Перед переливанием эритроцитов или свежей цельной крови нам необходимо проверить совместимость донора и реципиента. Для этого мы используем специальные тест-системы на группу крови. Благодаря тому, что в нашей клинике есть банк крови, мы можем питомцу оказать помощь в полном объеме.
  5. Постоянно мониторим общее состояние, проводим анализы – общий анализ крови, биохимические показатели почек, мазки крови на наличие паразита. Анализы проводятся для того, чтобы вовремя отреагировать на изменения в организме и скорректировать лечение, если требуется.

В среднем на лечение бабезиоза уходит от 2 дней до 3 недель. Как правило, прогноз от осторожного до благоприятного.

Как избежать бабезиоза

Профилактика заражения бабезиями — это профилактика клещей у собак. Регулярно обрабатывайте собак препаратами от клещей! Начинайте обработку заранее, до потепления температуры, а лучше — круглогодично. Не нарушайте график обработок, не дожидайтесь перерыва между обработками! Строго следуйте инструкции к препарату.

Самые эффективные на сегодняшний день - оральные формы препаратов (таблетки). Такой способ особенно актуален для питомцев, которые летом регулярно плавают. Это будет защищать собаку надежно и безопасно. Таблетки - Симпарика, Нексгард Спектра, Бравекто - покупайте только в специализированных, надежных местах продаж, опасайтесь подделок и нелегальных препаратов. Капли на холку  Адвантикс, ошейник от клещей Форесто также надежные средства защиты при правильном применении.

Особое внимание обратите, когда вы с собакой выбираетесь на природу или на дачу. Если клещей очень много, используйте дополнительные средства защиты — аэрозоли. Обязательно регулярно осматривайте собаку на предмет клещей, которые обычно локализируются у основания ушей, или на ушах, в области подмышек, паха и на гениталиях.

Как действовать, если у собаки клещ

1. Клеща нужно правильно снять — выкрутить. Крутить можно в любую сторону — по часовой стрелке или против. Можно использовать специальные выкручиватели клещей, которые продаются в зоомагазинах.
  2. Когда клеща извлекли, проверьте, достали ли его полностью, не оторвалась ли голова. Место укуса обработайте антисептиком (например, хлоргексидином), потому что может возникнуть местная реакция.
  3. Обязательно обратитесь к врачу! Это нужно для поиска других клещей на собаке, потому что не всегда владелец может заметить всех паразитов. Кроме того,  врач возьмет мазок на бабезиоз. Причем это нужно делать как сразу, так и на 3, 5, 7 день. Не в каждом мазке крови можно сразу обнаружить бабезий. В начале заболевания, когда они не успели размножиться, найти их непросто. При обнаружении бабезий собаке проведут соответствующее лечение.

Будьте внимательны к своим питомцам!

Собаки

Коррекция дисплазии локтевого сустава методом PAUL. Клинический случайЯзва желудка у собаки. Клинический случайПортосистемный (портокавальный) шунт у собаки - что такое, симптомы, лечениеДвусторонняя операция TWO - Коррекция разрыва передней крестовидной связкиКолоски у собакБрахицефалический синдром у собак - что это такое и как лечитьПояснично-крестцовый стеноз/Синдром cauda equinaГидроцефалия собак. Вентрикулоперитонеальное шунтирование (клинический случай)Атлантоаксиальная нестабильность. Современная диагностика и методы леченияTPLO и одномоментная коррекция вальгусной деформации голениАрахноидальный дивертикул. Дорсальная гемиламинэктомия.Лечение синдрома ВобблераПротезирование глаза собакиОрганосохранная операция при остеосаркоме локтевой кости с применением 3D имплантаТоксикология собакТромбоз брыжейки у собакиПиометра у собаки. История болезни.Лигирование Боталлова протокаКак щенку лечили лапку и вылечили сердцеЧто такое куриная кость?Клещи у собак и кошекЛечение дисплазии у собаки. Операция DPO.Осторожно! Бабезиоз!Как пережить жару без теплового удара.

Рекомендованные статьи

08.06.2020
Владельцам, Истории пациентов
Язва желудка у собаки. Клинический случай