Почечная недостаточность (ХПН) у котов и кошек

Рассказывает Екатерина Киргетова, врач интенсивной терапии ветеринарной клиники "Эксвет".

Что такое ХПН

Синдром хронической почечной недостаточности — это нарушение функции почек, приобретенное на фоне первичных заболеваний (воспалительных, инфекционных, аутоимунных, онкологических и т.д.)
Такая патология встречается у кошек и собак, но у собак гораздо реже.

Существует 4 стадии ХПН у кошек

Стадии определяются по схеме, разработанной IRIS (International Renal Interest Society), в зависимости от уровня креатинина в плазме.
В зависимости от стадии формируется прогноз и план лечения.

Симптомы хронической почечной недостаточности

• снижение аппетита (анорексия) или, наоборот, повышение аппетита (полифагия),
• снижение мышечной массы, истощение,
• нарушения работы ЖКТ — рвота, диарея,
• ухудшение качества шерсти, кожи,
• аммиачный запах от животного,
• уремические язвы во рту (пищеводе, желудке), при этом отказ от еды, слюнотечение, неприятный запах изо рта,
• повышенное образование мочи (полиурия) и повышенное потребление воды (полидипсия),
• неврологические нарушения — тремор, судороги, нарушение сознания (на поздних стадиях).

Часто специфические симптомы (полиурия, полидипсия) наблюдаются уже на 3-4 стадии ХПН. На 1-2 стадиях симптомы могут не проявляться вообще. В таких случаях диагноз ставят на основании дополнительных исследований: биохимический анализ крови, анализ мочи, УЗИ и др.

Лечение хронической почечной недостаточности у котов

Нужно понимать два важных момента.
1. ХПН — это не болезнь. Это синдром, который развивается на почве других заболеваний. Поэтому лечат не почечную недостаточность, а болезнь, которая к ней привела.
2. ХПН — состояние необратимое. В большинстве случаев при развитии почечной недостаточности лечение направлено только на поддержание качества жизни животного, на то, чтобы приостановить патологический процесс, при возможности продлить жизнь.

При наличии у животного симптомов ХПН необходимо обратиться к врачу. Врач сможет определить стадийность процесса, выяснить первопричину заболевания и повлиять на нее, если это еще возможно.

ХПН диагностируется у большинства пожилых кошек

Это связано с тем, что у кошек в принципе намного меньше функциональных единиц — нефронов, чем у других видов животных. Сопутствующими факторами для развития ХПН могут быть хронические вирусные инфекции, несбалансированное питание, инфекции мочевыводящих путей и многие другие факторы

Поэтому мы рекомендуем всем кошкам старше 7 лет ежегодно (а при показаниях раз в полгода) проходить обследование почек. Чем раньше будет выявлено нарушение функций, тем раньше можно начать низкобелковую диету, применить поддерживающее лечение и продлить жизнь животного.

Красивый рыжий кот

Рекомендованные статьи

10.01.2020
Владельцам, Истории пациентов